Тема занятия, о котором пойдет моё повествование: «Проект. Выдача задания по архитектурному проектированию». Казалось бы, что может быть проще: раздать задание с несколькими вариантами и ответить на вопросы. И все! Но преподаватель посвятил этому без малого 3 часа, и ей Богу, они пролетели совершенно незаметно и с великой пользой. Не углубляясь в профессиональные премудрости проектирования, я особое внимание решил уделить следующему обстоятельству: не ЧЕМУ учит Михаил Фёдорович, а КАК он это делает.
А делает это он с удовольствием! Что позволяет уже с первых минут находиться с аудиторией на одной волне и не подогревать интерес ненужными раздражителями.Эта незримая связь между учителем и учениками ощущалась на протяжении всего занятия. Первое время было немного непривычно наблюдать активность слушателей (даже на теоритической части), пока я не понял, что таким образом преподаватель в режиме онлайн контролирует усвояемость материала. И делает это мягко и ненавязчиво, в форме диалога – диалога одного М.Ф.У. со всеми.
М.Ф.У. много рисует на доске, обычно иллюстрируя сказанное, но часто эмоции непроизвольно выносят его в середину аудитории, где он и становится центром притяжения. При этом Уткин активно жестикулирует, и невольно создается впечатление, что он дирижирует оркестром, а саму музыку исполняют слушатели. Он только помогает найти нужную интонацию и выдерживает приемлемый для усвоения темп.
Что характерно - любой теоритический материал подается только с использованием ассоциаций, а практический – аналогов. Постоянно приводятся примеры с интересными суждениями и выводами, основанными, прежде всего на личном восприятии и огромном опыте.
В не зависимости от рассматриваемого вопроса - затрагивает он уникальный проект или напротив связан с набившими оскомину СНИПами - ответ, а точнее, обсуждение проходит оживленно и заинтересованно. Даже повествование про общение с отечественным чиновничьим сословием М.Ф.У. умудрился сделать с улыбкой и легкой иронией.
Вообще, столько добрых улыбок я уже давно не видел ни на одной лекции. Учиться (или учить) с улыбкой – разве не об этом вы мечтаете? Но это лишь эмоциональная составляющая процесса обучения. Основное, чему учит М.Ф.У. – это внимание к мелочам. В проекте не бывает мелочей. И именно такое ощущение постоянно возникает в процессе занятия. Любой вопрос, самый незначительный на первый взгляд, подвергается тщательному анализу и всестороннему обсуждению, в котором участвуют все. Например, окно в ванной комнате или туалете? Какое место оно занимает в проекте многокомнатной квартиры?
Ответ на это вопрос М.Ф.У. начал с воспоминаний о далеком детстве. Я всю жизнь считал и продолжаю считать, что у меня было счастливое детство, но тут должен признать, что не у меня одного. Оказывается детство Михаила Федоровича прошло в породистом сталинском доме, в квартире, из многочисленных окон которой открывался чудный вид на Лужники/Воробьевы горы, Университет …, в свое время в этом доме была малая сцена театра имени Моссовета. Но главным в этих красочных воспоминаниях, как вы уже догадались, было окно в ванной. Но не только в ней. Оказывается, в той квартире днем было светло даже в прихожей, что, несомненно, комфортно для человека. Когда эти выводы делаются как сумма впечатлений мальчишки и анализа маститого профессионала, это выглядит очень непосредственно и, главное, усваивается с необыкновенной легкостью. Причем возникает ощущение, что ну уж это-то ты знал всегда, с самого рождения. (Наверняка интуитивно-положительное восприятие хорошей архитектуры заложено в нас изначально.)
Что касается окна в ванной, всю прелесть и нужность которого он ощущал ребенком, теперь как профессионал испытать уже не может - увы, теперь окна нет. Тем не менее, именно окно в ванной комнате заложило в юном Мише тягу к прекрасному, благодаря ему он со временем научился понимать, а не только чувствовать, красоту. "Доверяйте своим эмоциям" – учит М.Ф.У. Доверяйте своему вкусу и логике. Но при этом не отвергайте предпочтения заказчика, не считайте их никчемными фантазиями дилетанта.
Лучший проект, чаще всего, не тот который наиболее гармоничен, технологичен, эргономичен…, а тот, который нравится заказчику. Врочем, если проект удовлетворяет всем вышеперичисленным качествам, то выбор заказчика будет предсказуем. Тем не менее, начинать проект необходимо с выбора персонажа, который олицетворяет примитивную модель заказчика. Всесторонне изучите этот персонаж, представьте себя им, проживите виртуально с ним достаточное время в проектируемом объекте. Тот дизайнер, кто сможет влезть в «шкуру» заказчика, имеет все шансы претворить свой проект в жизнь, каким бы дорогим и экстравагантным он не был. Естественно, не стоит впадать в крайности, да и нормативы никто не отменял. Главное научится соотносить желания заказчика, логику пространства и технические нормативы.
Теперь о творческом подходе. Ненавязчивый призыв к фантазированию и выдумке М.Ф.У., тем не менее предлагает сочетать с использованием готовых, опробованных веками решений и приемов. Пока еще не поздно, идите и смотрите, впитывайте: чудом сохранившиеся усадьбы, старинные особняки… даже полуразвалившиеся они излучают необыкновенную гармонию и естественность во всем.
В подтверждение этого М.Ф.У. приводит известное высказывание: «Все, что вы только собираетесь придумать, уже давно придумано». Аудитория мгновенно отзывается и предлагает собственный вариант афоризма: «Все, что вы только собираетесь придумать, китайцы уже сделали».
Именно поэтому последняя - третья - часть занятия была посвящена изучению готовых проектов и решений. Парад открыли видеоролики лучших проектов выпускников прошлых лет:
1. Дизайн-проект жилой квартиры, автор Кузнецов А.С.
2. Проект перепланировки и архитектурно-дизайнерское решение городской квартиры, автор Илларионова Э.Э.
Завершилось видео-обозрение показом фильма о лучших гостиных мира с анализом последних тенденций в их дизайне.
Жирной точкой в «диалоге» стала эта фотография на память, где Учитель немного устало улыбается вместе с учениками.
А нам остается искренне поздравить Михаила Фёдоровича, ведь у него сегодня день ангела, и поблагодарить за предоставленное удовольствие и уникальные знания.
Спасибо, Михаил Федорович!
P.S. Подведем итоги 3-х часового занятия:
• одна сломанная тумбочка – не выдержала эмоционального напора М.Ф.У.
• спрессованный груз знаний и опыта
• хорошее настроение.
«Груз знаний» это тот, который не тянет!
Все фотографии с занятия представлены в фотогалерее.
Обучение