Индивидуальность бесценна. Развитие творческих способностей не может быть успешным без сохранения особенного личного видения и восприятия мира и информации. Именно поэтому наша школа дизайна предлагает слушателям разнообразие тем проектирования и методик подачи учебного материала.
Дисциплина «Основы рисунка и живописи» преподается на первом уровне как базовая и совершенно необходимая для дальнейшего становления профессионального дизайнера. Значимость этого предмета подтверждает тот факт, что его ведут три педагога. Это три разных методики, три совершенно разных подхода к обучению, три стиля рисования. Итак, информация от инсайдера о том, у кого, что и как.
Вячеслав Чарльзович Гоноболин – Почетный член Российской Академии Художеств, член Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, художник, скульптор, эксперт с огромным опытом и разносторонними навыками, которыми он с удовольствием делится со своими учениками.. Его курс начинается со знакомства с базовыми понятиями теории и практики. Слушателям на конкретных натурных постановках объясняют содержательные характеристики каждого предмета, знакомят с материалами, инструментами и теоретическими основами, учат умению увидеть и изобразить увиденное с использованием различных средств и приемов (конструктивный, линейный рисунок, тоновое изображение, живопись).
После чего уже сами слушатели дают словесную характеристику каждого предмета в постановке: как называются фигуры, чем они отличаются, из чего сделаны и как соотносятся друг с другом. То есть ставка делается на понимание физических свойств. Теоретические материалы рассылаются по электронной почте. На занятиях слушатели рисуют на мольбертах под пристальным вниманием педагога, коллегиально обсуждая свои достижения и ошибки. Кроме этого Вячеслав Чарльзович уделяет особое внимание психологическому настрою учащихся, мотивируя их на успешное постижение нового предмета и профессии в целом.
Сусанна Дмитриевна Кудряшева – дипломированный профессор, кандидат искусствоведения. В копилке ее педагогического опыта многие годы преподавания в Строгановке и МАРХИ, а также в университетах за рубежом. Ее видение «Основ рисунка» для дизайнера – это освоение изображения пространства и объектов в нем, глубины, перспективы, но не методом копирования натуры, а построением. Это конструктивный аналитический рисунок, в котором объединяются построительные и изобразительные элементы. Осенний кленовый лист, вписанный в перспективное изображение куба, дает представление о «жизни» формы в пространстве. Потом приходит понимание, что стул, который очень скоро возникнет в первом учебном проекте – интерьере квартиры, рождается из куба. Научившись грамотно строить геометрические фигуры, сложно расположенные в пространстве, можно распрощаться со страхом изображения предметов мебели в перспективных видах интерьера. Живописная часть курса на примере иллюстраций Е. Монина отрабатывает технику цветной отмывки – послойную акварель, которая пригодится для подач перспектив и разверток.
Евгений Виленкин – архитектор, практик с большим опытом, ведущий дизайнер Союза Дизайнеров Москвы. Его «Основы рисунка» - это авторский курс скетчинга, развивающий умение фиксировать на бумаге идею из головы, а не объекты с натуры. Работа ведется на столах, а не на подрамниках, листы могут свободно вращаться, карандаши выбираются очень мягкие, и они вполне могут быть цветными. Здесь важно в тонкостях понять постановку и пластику кисти руки, индивидуальный штрих, положение карандаша и характер движения для рисования линий разного характера. Точность линии, как модулятора пространства, регулировка нажима, разнообразная стилистика эскизов, работа ластиком для оживления изображения – все эти темы работают на раскрепощение руки, развитие композиционного мышления и умение воспроизвести возникшую в голове идею. Игра не по правилам (академическим) продолжается тем, что педагог показывает, как надо, не обходя слушателей и руководя процессом, а рисуя перед ними на своем листе.
Мы рассказали о том, КТО и КАК. А не хотите ли вы узнать ответ на вопрос ЗАЧЕМ, то есть что нужно от «Основ рисунка» для будущей работы? Мы спросили об этом педагогов, ведущих проектные дисциплины в ВШСД МАРХИ. Все они говорят одно: Без правильной подготовки на «Рисунке» слушатели испытывают большие трудности на проектах. Для дизайнера в условиях краткой базовой подготовки необходимо освоение конструктивного рисунка, четких построений геометрических фигур, собственно, начертательной геометрии. Также необходимо умение от руки построить перспективу, понимание и представление пространства, чувство габаритов. Очень важно развитие навыков быстрого рисунка. Упор должен быть сделан именно на построение, а не на простую передачу визуальных свойств постановки.
Несмотря на разницу методик обучения базовому рисунку, они дают то, что необходимо для освоения технологии проектирования. Каждый идет своим путем в постижении профессии, но есть неизменные основы, которые пригодятся в любом случае. Дальнейшее развитие происходит в зависимости от склонностей и индивидуальных творческих способностей. Возможно, кто-то из вас будет представлять на выставках и фестивалях ВШСД МАРХИ не только проекты, а живопись и графику…
Для желающих расширить спектр полученных знаний и умений проводятся дополнительные занятия:
Гоноболин В.Ч.
Кудряшова С.Д.
Виленкин Е.В.
Обучение