Эверест

VSSD(plate)

Разворот

Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг дополнительного архитектурно-художественного образования

Метки: обучение

Топчий И. В.
Topchiy Irina V.
Федеральное Бюджетное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский архитектурный институт
(государственная академия)»,
подготовительные курсы, директор,
Тел. 8(495)6234312, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript


Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг дополнительного архитектурно-художественного образования.

Аннотация. Ставя задачу повышения экономических показателей работы архитектурной академии (МАРХИ), автор изучает потенциальные возможности рынка образовательных услуг. Анализ проводится на основании данных, полученных из формы «обратной связи» Открытых образовательных курсов и предложений, размещенных на Портале поставщиков Московского правительства. Полученные данные позволяют определить стратегию развития дополнительного образования в области архитектуры и искусства.
Ключевые слова: архитектура, архитектурное образование, непрерывное архитектурное образование, дополнительное архитектурно-художественное образование.

Marketing research education market continuous architectural - art education.

Abstract. Placing the problem to increase the economic indicators of the Architectural Academy (MARCHI ) the author makes analysis of the potential education market. The analysis is based on data obtained from the "feedback" OpenCourseWare form and offers posted on the Moscow government Portal vendors. The data obtained allow to determine the strategy development of continued education in the field of architecture and art.
Keywords: architecture, continuing architectural education, architectural and artistic education.

Указом Президента РФ N 597 от 07.05.2013 «О мерах по реализации государственной социальной политики» предусматривается увеличение средней заработной платы преподавателей вузов в 2013 г. до 110%, а в 2014 году до 125 % , что потребует увеличения доходной части бюджета университета. В том числе, путем разработки и реализации новых видов программ дополнительного образования и привлечения новых групп обучающихся взрослых и детей в структуры дополнительного образования. Рост заработной платы преподавателей должен происходить, несмотря на экономические трудности, которые испытывает мировая экономика и Россия. Экономический спад происходит в соответствии с прогнозами, сделанным Минэкономразвития в 2011 году. Кризис должен завершиться в 2014 году, представляется актуальным проведение маркетинговых исследований рынка дополнительных образовательных услуг и планирование направлений развития [1].
Фокусирование на дополнительном образовании в контексте стратегии развития архитектурой школы в целом соответствует данным социологических исследований, которые показывают,  что, в случае сокращения бюджетного финансирования, преподаватели и сотрудники университетов на дополнительное образование возлагаются большие надежды. В журнале "Аккредитация в образовании"  за октябрь 2013 г. приводятся результаты исследования, в котором респонденты отвечали на вопрос «на что будет надеяться Ваша образовательная организация в случае сокращения финансирования». На «расширение спектра платных образовательных услуг» надеется большая часть и почти половина респондентов (48%), на поддержку региональных властей - 15,2%, по 12, 1 %  респондентов возлагают надежды на получение финансовой поддержки от работодателей-партнеров, от увеличения степени востребованности результатов интеллектуальной деятельности, хоздоговорную деятельность и участия в федеральных конкурсах, проектах и конкурсных программах.  
Настоящие исследования рынка образовательных услуг проводятся применительно к возможностям, которыми располагает ведущая архитектурная школа России – Московский архитектурный институт (МАРХИ). Особенности географического расположения МАРХИ определяют емкость образовательного рынка.
К факторам, способствующим увеличению объемов услуг и расширению круга потенциальных потребителей относится расположение МАРХИ в центре Москвы - крупнейшего мегаполиса,  России с населением более 11 млн. человек, имеющим удобное транспортное сообщение со всеми населенными пунктами России, обладающим развитой социальной инфраструктурой и многослойным культурным пространством. Достоинствами академии является многолетняя история и  устойчивая репутация, базирующаяся на успехах выпускников и педагогов. Развитые профессиональные и социальные коммуникации преподавателей поддерживаются размещением в МАРХИ учебно-методического объединения по архитектурным специальностям.
Ограничивающими факторами развития рынка дополнительных образовательных услуг в МАРХИ является наличие конкуренции со стороны организаций ВПО и СПО, располагающих сходными юридическими, методическими и другими возможности в реализации близких по содержанию программ дополнительного архитектурно-художественного образования. Высокая стоимость жизни в Москве, повышающая затраты на организацию дополнительного образования и сложная дорожная ситуация в Москве, являются факторами, ограничительными факторами в распространении очных форм обучения.
Преодоление препятствий и развитие дополнительного профессионального образования в области архитектуры дает множественные преимущества академическому образованию и архитектурной практики:
- способствует привлечению общественности и отдельных социальных групп  к решению профессиональных задач архитектурной направленности;
- повышает эффективность и качество работы преподавателей, работающих в вузе, способствует их самообразованию и приобретению нового опыта педагогической работы, разработке инновационных методов образования;
- создает условия для апробации инновационных программ, соответствующих профилям профессионального архитектурного, дизайнерского, градостроительного образования;
- активизирует междисциплинарные и межпрофессиональные коммуникации вузов с профессиональными союзами, работодателями, другими образовательными, общественными, коммерческими и другими организациями;
- создает благоприятный образовательный климат; поддерживает социальную, образовательную и научную активность студентов;
- способствует популяризации достижений университета в обществе, создает позитивное отношение к деятельности архитекторов и архитектурных школ в обществе;
Важнейшим аргументом для поддержки структур дополнительного образования, является возможность увеличения экономических показателей работы.
В соответствии с новым ФЗ «Об образовании» дополнительное образование в сложившейся системе профессионального архитектурного образования может быть реализовано в трех формах: дополнительное образование детей, дополнительно образование взрослых и дополнительное профессиональное образование. Все формы имеют высокий образовательный потенциал, что объясняется спецификой содержания ФГОСов по архитектурным специальностям, наличием большого количества программ по изучению искусства и культуры. И характером архитектурной деятельности, результаты которой влияют на образ жизни большого количества людей.
Дополнительные образовательные программы для детей в области архитектуры и искусства, решающие задачи профессиональной ориентации, развития творческих способностей и обучения средствам художественной визуализации, реализуются в детских архитектурных студиях, кружках, специализированных классах в общих средних школах. В постсоветский период все формы обучения детей и подростков основами профессиональных знаний архитекторов назывались «довузовское образование» [2,3]. В настоящий период данная форма образования поддерживается наличием конкурса при поступлении в архитектурные школы России, желанием родителей подготовить детей к прохождению вступительных испытаний творческой направленности.
Дополнительно образование взрослых (ДОВ) в области архитектуры и искусства востребовано людьми, стремящимися к развитию своей личности. В России данный вид образования востребован в меньшей степени, чем зарубежом, например, в Великобритании, и данный сектор рынка в русскоязычных странах обладает меньшим потенциалом в сравнении с дополнительным архитектурно-художественным образованием детей.
Во многих западноевропейских странах и США ДОВ в сфере искусства, культуры и архитектуры занимаются музеи. Ценные коллекции произведений искусства служат материальной базой и средствами обучения, а наличие в социуме, сформированном вокруг идеи просвещения с помощью известных деятелей культуры, актеров, архитекторов, писателей привлекает к изучению искусства и культуры многих людей. В состав культурно-образовательных программ музеев входят семинары, лекции, встречи с известными людьми, посещение частных музеев, загородные и городские пешеходные экскурсии и т.д. Финансирование осуществляется, как правило, специализированными Фондами, аккумулирующими членские взносы и спонсорскую помощь. Перемещение ДОВ в сфере искусства из университетов в музеи можно трактовать, как эффективное использование интеллектуального потенциала и рабочего времени преподавателей.
В российской практике организатором образовательных программ для взрослых и детей выступают муниципальные власти. В широкий спектр мероприятий, поддерживаемых мэрией Москвы, входят бесплатные экскурсии по городу, Фестивали науки, размещение на Интернет-сайтах образовательной информации об объектах искусства и культуры города [4,5]. Наличие бесплатных и многообразных возможностей получения дополнительного образования взрослыми в Москве свидетельствует в пользу низкого экономического потенциала в данном секторе образовательных услуг.
Оценка потенциального рынка и одновременно содержания дополнительного профессионального архитектурного образования проводилась с помощью потребности в специалистах в области архитектуры, полученных на основании анализа городских целевых программ (ГЦП). ГЦП представляют собой комплексы мероприятий, направленных на обеспечение решения приоритетных экономических, социальных, культурных, экологических и других задач города, учитывают особенности развития отраслей и комплексов городского хозяйства, то есть содержат объективные данные. Сегментирование услуг ДАХО по темам, которые предлагаются экспертами и определяются с помощью ГЦП и социально-экономических прогнозов развития региона, ограничено рамками принятых тем и направлений. Эксперты обладают ограниченным опытом междисциплинарного сотрудничества и междисциплинарных исследований, работают в узконаправленной номенклатуре научных специальностей, преодоление этих проблем необходимо. Дополнительное обучение архитектуре должно учитывать глобальные тенденции в экономике, обращаться к ним при определении тематики новых курсов ДАХО, так как это является весомым аргументом при продвижении программ на рынок образовательных услуг. В качестве примера следует привести утверждение, что «мировыми катализаторами экономики признаются слияние нескольких отраслей экономики: компьютерной, телевизионной, развлекательной и отрасли мгновенных средств коммуникации» [6].
В Основных образовательных программах (ООП) по архитектуре и дизайну, реализуемых в ведущих архитектурных школах страны, а также ФГОСах по направлению «Искусство», «Инженерные науки» нет специалистов, обладающих квалификацией в каждой из перечисленных областей. Дополнительное образование, обладающее большей гибкостью и «маневренностью», располагает возможностью заполнять пробелы.
Изучая потенциальный рынок ДАХО в 2009-2010 гг., автором статьи были предпринято исследование долгосрочных и среднесрочных ГЦП, которое выявило нехватку специалистов в области подземного строительства (до 70%), потребность в получении дополнительных профессиональных компетенций у архитекторов, занимающихся проектированием безбарьерной среды* и энергосберегающих технологий. На основании полученных результатов, преподавателями МАРХИ были разработаны инновационные программы ДПО[7], апробация которых проводилась с помощью публикации на Интернет - сайте Открытых образовательных курсах МАРХИ (ООК МАРХИ). Изучение степени востребованности программ и возможность перевода их в форму очного образования проводилось с помощью службы «обратной связи».
Отзывы респондентов, полученные за три года функционирования ООК (ноябрь 2010 - ноябрь 2013), позволяют сделать вывод о том, что наибольший интерес вызывают курсы, подготовленные специалистами по дизайну архитектурной среды и ландшафтному дизайну, а также курсы дополнительного образования для детей младшего и старшего школьного возраста. Одной из причин данного выбора является специфика экспертной аудитории - пользователи Интернета. Использование полученных данных и предложение программ в очном обучении возможно при наличии следующих действий:
- сформировать социум, состоящий из людей, заинтересованных в получении новых компетенций из области архитектуры, градостроительства, дизайна и других специальностей архитектурной направленности;
- обеспечить проведение рекламно - информационной компании и участие в научных и публичных мероприятиях: симпозиумах, научных конференциях, семинарах, выставок, молодежных и студенческих конкурсов;
- разработать вариативные формы и технологии обучения, направленных на снижение временных и финансовых затрат при одновременном сохранении качества обучения;
- создать многообразные формы сотрудничества между отделами дополнительного профессионального образования и организациями, заинтересованными в повышении квалификации в области архитектуры и отдельных компонентов архитектурного образования;
 - провести мониторинг эффектности рекламно-информационных источников, используемых для продвижения программ ДПО с учетом региона.
Важным условием внедрения инновационных программ в практику является определение их стоимости. Анализ стоимости услуг по повышению квалификации производился с помощью данных, опубликованных на Портале поставщиков в сентябре 2013 года.
По данным Минэкономразвития, опубликованным на официальном сайте министерства (отчет от 24 августа 2012 г.), показатель инфляции платных услуг, предоставляемых населению в декабре 2012 года, составил 6,4%, прогноз на декабрь 2013 г. (по отношению к тому же периоду 2012 г.)  - 5,9%; индекс потребительских цен составил 108, 1%. Настоящие данные могут быть использованы для расчета стоимости образовательных услуг в 2014 году, обосновывая увеличение их стоимости на 108, 1%.
Оценка примерной стоимости образовательных услуг в дополнительном образовании в области архитектуры и искусства проводится с одновременным с сегментированием рынка, выявлением перспективных сегментов отвечает на следующие вопросы:
- определение предложений, отвечающих содержанию архитектурно-художественного образования ( ФГОСам по направлению «Архитектура», «Дизайн», «Градостроительство», «Реконструкция и реставрация») и перечня организаций, их предлагающих;
- определение форм образования, продолжительности учебных программ, наполняемости групп, стоимости;
- определение новых сегментов рынка образовательных услуг в области искусства, архитектуры и культуры, которые могут быть освоены с помощью программы повышения квалификации, разработанных преподавателями МАРХИ.
Анализ стоимости образовательных услуг, относящихся к программам повышения квалификации, проводится на основании данных об услугах, размещенных на Портале Поставщиков сайта Московского правительства [8].
Большинство учреждений, представленных на Портале поставщиков, являются федеральными образовательными учреждениями уровня СПО и ВПО, учебными организациям дополнительного профессионального образования и некоммерческим образовательными организациями. Высшие учебные заведения, по сравнению с другими видами организаций, представлены наименьшим количеством предложений. Наибольшее количество образовательных услуг предлагается в области обеспечения электробезопасности, пожаробезопасности, компьютерных технологий и программ разной направленности, предназначенных для учителей средних и дошкольных учебных заведений. Архитектурные и художественные учреждения высшего профессионального образования в настоящий момент (ноябрь 2013 г.) не размещают программы дополнительного профессионального образования на Портале поставщиков.
Наибольшим сходством с содержанием программам уровня «Бакалавр архитектуры» и «Бакалавр дизайна архитектурной среды» имеет содержание программ дополнительного образования, предлагаемые архитектурно-строительными и дизайнерскими колледжами (ГБОУ СПО КАМС № 17,  ГБОУ СПО КДПИ № 36 им. Карла Фаберже). Программы повышения квалификации в колледжах предназначаются для выпускников – общих средних школ и специалистов со средним специальным образованием, тематика программ не связана с обучением архитектуре и искусству. Таким образом, образовательные услуги в области архитектуры и строительства не представлены на главном информационном пространстве Московского правительства - Портале поставщиков.  
Предложения по повышению квалификации и переквалификации в области архитектуры и искусства, разрабатываемые высшей школой, рекламируются преимущественно в локальной образовательной среде - на сайтах университетов и академий. Основными причинами, ограничивающими информационное пространство являются ориентированность предложений на узкий круг внутренних пользователей - преподавателей университетов, отсутствие опыта коммерческой деятельности в архитектурных вузах и материальной заинтересованности в продвижении программ со стороны академических структур бюджетных вузов.
Важным фактором успешной реализации программ дополнительного образования является определение их рыночной стоимости. В настоящее время диапазон стоимости образовательных программ сходной продолжительности варьируется в пределах – от 1000 до 98 000 рублей. Примечательно, что и максимальной и минимальной стоимостью обладают программы по повышению квалификации пожарных. Без относительно тематики средняя стоимость программ повышения квалификации (72 часа) колеблется от 6000-14000 рублей. Средняя стоимость программ повышения профессиональной квалификации, предлагаемых архитектурно-строительными колледжами, составляет 8200 руб. за программу  (темы «Сметное дело», «Бухгалтерский учет»).
Средняя стоимость программ повышения профессиональной квалификации, предлагаемых учреждениями высшего профессионального образования, составляет 11 900 руб. за одну программу - предложения Московского института Открытого образования (МИОО) – самого активного поставщика образовательных услуг Портала. Все программы предназначаются для повышения квалификации школьных учителей.
Исследование позволяет сделать следующие выводы:
    - при определении стоимости образовательных услуг по программам повышения квалификации (продолжительностью от 18 до 72 часов), следует ориентироваться на среднюю стоимость услуг, предлагаемых учреждениями высшего и среднего профессионального образования, то есть от 8000 до 12000 рублей;
- при разработке инновационных программ повышения профессиональной квалификации специалистов в области архитектуры, искусства и архитектурного образования необходимо максимально расширять потенциальный круг пользователей;
- включать в содержание программ компоненты, в изучении которых заинтересованы** выпускники предшествующих уровней образования (колледжей и техникумов), а также работники организаций разной направленности, в которых трудоустраиваются выпускники высших школ архитектуры (проектные организации, строительные и консалтинговые компании, общеобразовательные школы, СМИ, музеи и выставочные залы и т.д.); 
Зарубежный опыт функционирования структур дополнительного образования в университетах показывает, что для более точного определения содержания программ курсов дополнительного образования необходимо организовывать взаимодействие между университетами и потенциальными потребителями услуг [9]. С этой целью университеты разрабатывают программы общественного взаимодействия, в рамках которых проводят семинары, мастер-классы, научные фестивали и другие некоммерческие мероприятия, в процессе которых происходит выявление и обсуждение профессиональных проблем, устанавливаются межпрофессиональные и междисциплинарные контакты.
ФЗ «Об образовании» нацеливает на расширение программ дополнительного профессионального образования за счет привлечения студентов разных уровней образования. В российской практике существует опыт дополнительного образования студентов по изучению иностранных языков и компьютерных программ. Зарубежный опыт показывает, что дополнительное архитектурно-художественное образование студентов может быть дополнено программами по обучению новым навыкам визуализации и работе с интеллектуальными и техническими ресурсами университетов: тематическими коллекциями библиотек и медиа-центров, работе на деревообрабатывающих станках, трехмерных принтерах и т.д. При разработке программ учитывается возможность совместного получения дополнительного образования студентами смежных факультетов (архитектура, искусство, СМИ, дизайн и т.д.), который позволяет обменяться специфическими художественными подходами и обогатить опыт друг друга.  
Обмен опытом и развитие профессиональных и социальных коммуникаций являются первостепенными задачами дополнительного архитектурно-художественного образования в России. Обширная территория страны, дисперсное размещение архитектурных школ, относительно слабая информатизация архитектурного образования предполагают редкие возможности для очного общения. В этой связи целесообразно использовать для общения сетевые способы коммуникации.
В первоочередном порядке необходимо выработать решения по следующим вопросам:
-  реализация миссий и концепций университетов с помощью ДАХО;
-  взаимодействие  отделов ДАХО с учебными, научными и хозяйственными подразделениями университетов;
-  взаимодействие отделов ДАХО с образовательными, общественными, научными, производственными организациями;
-  внедрение результатов маркетинговых исследований в ДАХО, оценка качества и экономической эффективности работы отделов дополнительного образования в архитектурных школах;
-  внедрение инновационных образовательных продуктов (учебных программ, образовательных технологий и т.д.);
-  возможности продвижения и популяризации образовательных продуктов, полученных в процессе ДАХО.
Наряду с определением целевых аудиторий, содержания и стоимости и проблемных вопросов дополнительного архитектурного образования, необходимо как можно точнее определить сроки реализации образовательных услуг. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования образовательных услуг дополнительного профессионального архитектурно-художественного образования обладают существенными различиями, связанными плановым финансированием повышения квалификации государственных служащих (учителей и преподавателей высших учебных заведений) и «остаточным» принципом, на который могут рассчитывать образовательные услуги, предназначенные для не государственных служащих. В соответствии c прогнозами экономического развития России внедрение инновационных программ, предназначенных для « не бюджетных» потребителей целесообразно не ранее второй половины 2014 года, к моменту завершения экономического спада. Один - два резервных года могут быть использованы для апробации, уточнения содержания, развития разного рода коммуникаций, которые помогут обеспечить максимальных охват и качество образовательных услуг.

Библиографический список:
1. Кувшинова О. Россия вернется к экономическому росту только в 2014 г.//Ведомости. Финансы, 29.08.2011
2. Топчий И.В.. Формирование модели профессионального довузовского образования (на примере Московской школы архитектуры)// Дисс. канд. арх., - М., 2005, 143 C.
3. Иевлева О.Т., Кольстет О.А. Новые подходы в системе подготовки к поступлению в архитектурные вузы. //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета - Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University, 2013. Т. 88. № 88-88 (04). С. 837-848
4. Государственная программа города Москвы «Культура Москвы 2012-2016 гг.».
5. Программа Правительства Москвы «Выход в город» : бесплатные экскурсии по Москве. 6. Гордон Драйвен, Джанет Вос. Революция в обучении. Научить мир учиться поновому//- М., Парвинэ, 2003, C.61.
7. Топчий И.В. Инновационные программы дополнительного архитектурного образования//Приволжский научный журнал. Периодическое научное издание, N1, март 2011, Нижний Новгород, C.97-100
8. Портал Поставщиков сайта Московского правительства/ Интернет-сайт, Режим доступа: http://market.zakupki.mos.ru
9. И.В. Топчий. Организация междисциплинарных исследований в архитектурных школах США и Великобритании/ /Архитектура и строительство России N 06.2012, C .20-29.


* Речь идет о реализации программы обеспечения равного доступа к объектам городской инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями, проводимой в 2009 году по программе «Года равных возможностей».

** Учитывая, что архитектурные школы России, в отличие от зарубежных, не выпускают «Кураторов выставок», «Архитектурных критиков и публицистов» и других востребованных обществом специалистов, перечень потенциально востребованных программ может быть значительно расширен.

База знаний

Защита дипломов 2013-лето

Защита дипломов 2013

Яндекс.Метрика

Подвал

Реклама

Каталог ГПНТБ
История архитектуры в Росси.
Развитие градостроительства.
598 изданий.
САДКО
Столичное агенство деловых консультаций.
Cтрахование и юридическая поддержка проектов. Выпускникам ВШСД скидка 5%. Подробнее...