День оправдал ожидания. Калейдоскоп событий фестиваля Гармония среды начался со Дня открытых дверей. Затем были экскурсия по МАрхИ, вручение дипломов выпускникам Школы и дипломов участников выставки «Летний экспромт» и в завершение - «Ужин при свечах» - авторская интерпретация булгаковских Мастера и Маргариты (театр абсурда "Эскизы в пространстве").
Часть 1. 5 лет жизни
Вы никогда не задумывались над избитой фразой «прекрасный вид из окна»? Директор Школы Михаил Фёдорович Уткин представил это изречение в ином, цифровом измерении. Оказывается это ежедневное визуальное удовольствие можно выразить в конкретных цифрах: 5 лет жизни. Именно на такой срок, прекрасный вид из окна способен продлить человеческую жизнь. Причем жизнь, смею заметить полную эмоций и свершений. Напомню, что полный курс обучения в нашей Школе составляет 2 года, т.е. 3 года чистой выгоды;)
Однако для того, чтобы создать этот вид нужно много учиться и … мы готовы вас учить. Гордостью Школы является модульная программа обучения, которая позволяет гибко построить процесс обучения с максимальным учетом возможностей и предпочтений слушателей. Здесь уместно привести сравнение, которое позволил себе сделать Г.Е. Пялль: «Мы (Школа) репертуарный театр, в отличие от многих других школ дизайна, где процесс построен на антерпризной основе».
Часть 2. «На этом месте сидел ТАТЛИН»
После выступлений М.Ф. Уткина и ведущих преподавателей Школы посыпалась вереница вопросов. Подавляющее большинство этих (стандартных) вопросов и ответов систематизированы на сайте в разделе «Как, почему и сколько?», поэтому еще раз останавливаться на них не имеет смысла. Замечу лишь, что многолюдная и разноликая аудитория Школы проявила живой интерес, когда при ответе на очередной вопрос Густав Евгеньевич Пялль не без гордости произнес: «А на вашем месте, у окошка, в своё время сидел и творил сам Татлин». Действительно комплекс зданий МАрхИ, включая и помещение занимаемой Школой, хранят дух не одного поколения мастеров, которые обогатили историю архитектуры и дизайна новаторством и своей неординарностью.
Когда любознательность присутствующих была удовлетворена Г.Е. Пялль продолжил знакомить новобранцев с историей зданий МархИ, путешествуя с ними по старым закоулкам и относительно недавним постройкам. Испытываешь странные чувства, когда видишь фрагменты кладки, которую делали современники Ломоносова и Кутузова. А знаменитая дверь, обуглившаяся в результате пожара и сохранённая как арт-объект. Я далек от аналогий, но она невольно притягивает твой взгляд, не хуже чем иное произведение искусства. Безжалостный и опустошающий московский пожар 1812 года комплекс зданий не затронул, а вот перед электрическим чайником, древние стены оказались бессильны.
Часть 3. Над великим городом (и Ужином при свечах) сгущались тучи
Грохот потряс аудиторию. Все присутствующие на мгновение замерли… до начала представления оставалось несколько минут.
Сейчас, по прошествии некоторого времени, это уже не вызывает удивления - иначе не могло и быть, если принять во внимание мистический шлейф сопровождающий и само произведение и попытки его экранизировать или представить сценический вариант. Итак, … грохот потряс аудиторию - это упал стенд. Упал сам, без видимых причин. Интрига взволновала всех присутствующих и возбудила дополнительный интерес к предстоящему представлению.
Действо происходило под открытым небом (ненавязчиво демонстрирующим все оттенки серого) во внутреннем, полузаброшенном дворе МАрхИ. Органика этого пространства как нельзя лучше подходила и к сущности происходящего и к декорациям: мебель и свечи с канделябрами нарочито несуразных размеров, обветшалая кирпичная стена с колючей проволокой, остатки строительного мусора, сгущающиеся сумерки и угрожающе нависшие тучи, недвусмысленно грозившие затушить эти самые свечи. Всё сошлось в одном месте, включая заинтригованных зрителей.
Пред нашими глазами предстал необыкновенный кукольный театр с живыми актёрами. Когда персонажи действуют подчиняясь чужой воле и говорят одним Голосом. Может это голос Автора , а может того, чьё имя произносить не рекомендуется. Живая и одновременно потусторонняя музыка, и гнетущее окружающее пространство усиливало иллюзию ирреальности происходящего. Всё это позволило по новому взглянуть и на классическое произведение и на пространство двора, которое фантастическим образом преобразилось и вызвало, особенно у старожилов МархИ, гамму эмоций и сопереживаний.
Ключевой находкой, безусловно, явилось озвучивание персонажей. Символично, что некто обладающий высшим разумом, вкладывает в уста обычных людей слова, которые они произносят, и руководит их действиями. Именно этот прием заставляет задуматься о том, а всё ли в этом мире происходит по нашей воле. Может, все наши поступки предопределены свыше и только избранным выпадает шанс изменить свою судьбу.
Это был первый показ, к тому же сокращенного (всего получасового) варианта, тем не менее аплодисменты и слова благодарности не позволяют сомневаться в том, что спектакль не оставил кого-либо равнодушным.
Подведём итоги. Мы увидели симбиоз пантомимы, театра у микрофона, окружающего пространства и зрительского восприятия. Или если кратко – Гармонию среды.
< Предыдущая | Следующая > |
---|